Вопросы в сфере образования всегда были, есть, и, пожалуй, будут одними из главных для любого государства.

Добавить проблему

Добавляйте проблемные места города. Без регистрации на сайте или с регистрацией.

Проблемы города

  • Актуальные проблемы: 5
  • В процессе решения: 0
  • Решенные проблемы: 15
  • Всего проблем: 20
МНЕНИЕ АВТОРА НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЕТ С МНЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА!

Реформы в системе образования - всё ли Россия делает правильно?

Реформы в системе образования - всё ли Россия делает правильно?

Вопросы в сфере образования всегда были, есть, и, пожалуй, будут одними из главных для любого государства. Причина неугасающей актуальности любых изменений, касающихся образования, кроется в том, что именно обучение новых поколений, передача им необходимых знаний и опыта жизни в социуме является залогом будущего развития страны во всех без исключения сферах деятельности, что, в свою очередь, гарантирует ей ведущее место среди других стран.

Сегодня сферу образования принято называть системой. Реформированием системы образования постоянно занято Правительство РФ. Но, на наш взгляд, произошла подмена понятий, ибо система образования – это лишь совокупность образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты. Поэтому, уже несколько лет реформы, затрагивающие систему образования в России, являются исключительно поверхностными (касающимися системы в целом) – это, например, изменение количества лет обучения в ВУЗах, смена стандартов учебников, суть которых мало меняется, создание новых форм отчётности для преподавателей, а также для учеников (ОГЭ и ЕГЭ) и другое. Но всё это является лишь фасадом, и все представленные реформы не затрагивают образование на глубинном уровне, которые бы касались форм и методов преподавания, отношений учителя и ученика, учителя и родителей, а также многого другого. Поэтому, необходимо сегодня говорить о моделях образования, которые должны отвечать не отвлечённым формальным стандартам, а запросам современности. И Российскую Федерацию, к сожалению, в данной ситуации приходиться причислять к отстающим странам.

Прежде всего, необходимо говорить о школьном образовании, так как это самый главный и основной элемент образовательной системы. Высшие учебные заведения также остаются значимыми для завершения образования и получения определённых практических навыков, но, в силу быстрой информатизации, когда человек может выбрать любой курс онлайн-лекций, всё большее значение приобретает самообразование. Однако, это касается более взрослых людей, которые определились со сферой своих интересов и являются достаточно дисциплинированными для прохождения обучении самостоятельно. Школа же является тем местом, где человек получает основные знания и навыки, которые он не в состоянии освоить самостоятельно. Но, к сожалению, если школьные знания неправильно преподнести, то все 11 (или 12, как в иных странах) лет проходят зря и человеку нужно всё осваивать почти заново и самому.

Из вышеизложенного как раз и следует тезис о том, что важной задачей для государства является разработка, поиск, или даже заимствование качественной модели образования, которая облегчит дальнейшее обучение, самообразование человека. Российская модель образования в современном виде далеко не является эталонной, наоборот, нуждается в серьёзном реформировании. Изучив образовательные модели признанных ведущих государств в сфере образования можно выделить основные принципы модели преподавания и обучения и сравнить, как они применяются и применяются ли вообще в России.

Первый принцип – это равенство. Иными словами это одинаковое отношение учителей к ученикам и наоборот, а также одинаковые отношения с родителями. В российских школах наблюдается прямо противоположная ситуация – одни учителя «хорошие», другие «плохие и злые». Однако это следствие того, что и для учителей ученики делятся на «любимых» и «нелюбимых». Так, к одним классам преподаватели прикипают всем сердцем, про другие говорят: «самый худший класс в школе». Если говорить о равенстве отношений с родителями – оно всё же соблюдается. Конечно, хорошее отношение всем приятно, особенно когда учитель хороший или ученик рвется к знаниям, да и эмоциональность в целом считается признаком полной отдачи своему делу. Но равное отношение ко всем приносит самое необходимое в школе, чего так трудно добиться – взаимоуважение, а следом и желание учиться, и добиваться большего.

Второй принцип – это доверие. Доверие, прежде всего к учителям, которые долго сами учатся, чтобы стать профессионалами, и потом проходят курсы повышения квалификации. Но в России преподаватели заполняют множество отчётов, журналов, электронных ведомостей, в общем, занимаются всем, кроме качественного обучения, на которое времени просто не остаётся.

Третий принцип – пропорциональность. А именно – пропорциональное количество предметов. В Европе давно отказались от профильных «социально-гуманитарных» и «физико-математических» классов. Школа – это основа, где в равной степени должны быть преподнесены и литература, и иностранные языки, и физика, и трудовое воспитание, и другое. Дело ВУЗа, и в первую очередь самого человека решить после школы, что ему больше нравится. Непропорциональная система в школе лишь вредит, так как на выходе одни выпускники не могут решить задачу по физике уровня 9-го класса, а другие не знают классиков русской литературы. Однако, к сожалению, сегодняшняя система образования в России не позволяет подойти к определению с направлением своей дальнейшей деятельности, что называется, с умом – всё делается быстро и заранее, чтобы успеть подготовиться к профильному экзамену. К слову, никаких проблем не возникало тогда, когда предметы преподавались качественно и в равной степени – выпускник мог достойно сдать вступительные экзамены в ВУЗ по любому направлению, лишь немного более серьёзно изучив выбранный профиль деятельности.

Четвёртый принцип – индивидуальность. Сейчас в России это также не реализуется, но европейский опыт показывает, что индивидуальный подход в ходе общего процесса возможен. И тогда любой ученик легко понимает и осваивает любой материал.

И, наконец, пятый принцип – практикоориентированность. Яркий пример – образование в США, где есть специальные курсы, на которых обучают, как правильно оплатить счета, как рассчитать проценты по кредиту, как высчитать наиболее адекватную стоимость покупки. В российских школах, даже если где и есть такой предмет как экономика (если следовать примеру), учится лишь теория: правила и формулы, которые никогда не применяются на практике.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российские школы отстают по всем ведущим принципам преподавания. К списку ещё хочется добавить шаблонное мышление и ориентированность на тесты, то есть выбор ответа из предложенных вариантов вместо того, чтобы концептуально и сущностно запоминать важную информацию – а это всё следствие ЕГЭ, готовясь к которому, ученики старшей школы выполняют однотипные задания, желая лишь сдать данный тест на высокие баллы, не заботясь (как и их учителя) о запоминании информации. Получается такая ситуация, когда ученик вроде бы знает ответ, когда перед глазами есть варианты и он просто отбрасывает лишнее, но если спросить его напрямую без выбора ответа, он растеряется и не ответит, а это уже не является знанием в его первоначальном виде.

Также, очень важно сегодня учить школьников навыкам критического мышления, так как те факты, которые заставляют зубрить в школе, сегодня можно найти сейчас в сети Интернет, как говорят, на расстоянии вытянутой руки. Но вот оценить информацию и проверить верность факта могут не все. Поэтому в современном обществе перед школами стоит новая задача: качественная подача материала, обучение навыкам поиска и анализа информации, концептуальное обучение, продвижение творческого мышления, поиска нестандартных решений и, конечно, проверка на практике степени усвоения реальных знаний, а не нацеленность на идеальный результат.

И ведь всё это присутствовало в советской модели образования, которой уже долгие годы пользуется Финляндия, а совсем недавно Великобритания заявила о переходе всех ступеней образования на советскую модель. Происходит не просто общая переориентация на основные принципы – досконально переводятся даже советские учебники. Как следствие, ученики становятся более начитанными, образованными, многостороннеразвитыми, при том, что не сдают множество контрольных экзаменов. Поэтому России стоит задуматься – а надо ли брать из Запада весь мусор, когда у нас есть своё, ценное? Ведь, если ничего не изменить в ближайшем будущем, то российские школьники не смогут составить конкуренции европейским, а, следовательно, и государство не сможет развиваться. Сегодня как никогда важно вспомнить знаменитую фразу Президента США Д. Кеннеди: «Русские выиграли у нас космос за школьной партой», — надеемся, она натолкнёт Российское Министерство образования на правильный путь, и, уже российская модель образования, вновь станет действительно полезной для преподавателей и учеников (а, следовательно и для государства в целом), а также, станет одним из эталонов мирового образования.

Поддержка автора:

Поддержка пользователя Oxana

Пока никто не отправлял донаты

11:01
RSS
Гость
12:27
+1
15 школу снесли, перевели всех в крохотное здание начальной школы. Теперь и это здание закрывают на ремонт даже до окончание учебного периода!!! А НОВОЕ здание школы ГДЕ?????? Детей учить уже негде, а мы разговариваем о реформах, скоро только дети богатых, да властьимущих будут учиться…
Гость
23:38
+1
Спасибо за Ваш комментарий! Да, действительно, в нашем городе проблема ремонта и строительства школ стоит очень остро. Однако, постепенно, но она всё же решается (как это происходит — другой вопрос). То же самое должно происходить и с реформами в сфере образования. Забывать о них нельзя, так как материальное обеспечение учебных заведений и их состояние, безусловно важные в свете безопасного пребывания ребёнка в школе, его развития, всё же не могут полностью заменить качество образования.
Загрузка...

Внимание!

По вопросам и проблемам обращайтесь: support@tittat.ru

18+

|